Литература времен новой войны: в одном флаконе, но в разных колбах

Экспертный совет Литературной премии ДАР/DAR,учрежденной швейцарской одноименной ассоциацией, — в нее входят швейцарские слависты, — а также множество российских знаменитостей и несколько европейских организаций,определил список финалистов.

Удивительное разнообразие представленных на премию книг

Победитель будет избран жюри под председательством писателя Михаила Шишкина иобъявлен вмае. Главный приз премии— грант наперевод произведения лауреата наосновные европейские языки. Читатели также смогут проголосовать засвоего избранника изчисла авторов,вошедших вшорт-лист,и это голосование – платное: голос стоит 10 евро.

Наконкурс первого сезона Премии ДАР прислано более 150 произведений. Номинаторами могли выступать как издательства иредакции журналов,так исами авторы— при условии,что ихтексты были опубликованы втечение 2022–2023гг. Кучастию допускалась художественная инон-фикшн русскоязычная проза. Гражданство иместопребывание автора неимели значения. Основные цели изадачи ДАРа,этические иэстетические принципы сформулированы вПоложении опремии.

Понятно,что актуальный политический игеополитический контекст: война вУкраине,раскол вРоссии ибегство отпутинского режима огромного числа людей— немог неповлиять нахарактер иглавные установочные принципы премииДАР. Ноэтиже обстоятельство вызывали если неопасения,тоожидания,что только наэтой актуальности ибудут сфокусированы сочинения номинантов ДАРа. Этого непроизошло.

Вфинал,конечно,вошли документальные иэкспрессивные свидетельства овойне (Мария Галина «Возле войны. Одесса. Февраль 2022— лютый 2023»; Андрей Краснящих «Бог есть +/–») Былобы странно неувидеть военную прозу вшорт-листе хотябы потому,что заэти три года сильных произведений подобного рода появилось достаточно много иими окрашена русскоязычная словесность сегодняшнего дня.

Речь идет неожурналистских репортажах,аопопытке иного,литературного осмысления войны,которое рождается извнутреннего убеждения,что ниочем другом писать невозможно,что художественное,отвлеченное вмомент творящегося апокалипсиса,неуместно,недопустимо,изживается (или уничтожается) огненным ужасом войны.

Нонаряду сэтим вшорт-листе представлены тексты,квоенным действиям непосредственно неотносящиеся,накоторых,тем неменее,лежит тень или печать войны. Точнее говоря,предчувствие,предвидение или переживание надвигающейся или творящейся глобальной катастрофы. Ивойна здесь— темный знак состояния,вкоторое мир переходит,ощущаемое изапределами фронта.

Стремление увидеть ипонять причины творящегося хаоса иразрушения впрошлом,или заглянуть вбудущее иразглядеть ихпоследствия,нащупать опору самостояния исмыслополагания для человека,стоящего перед лицом гибели исмерти,уничтожения прежних смыслов иоснов,аглавное,попытка найти язык испособ описания этой новой,разламывающейся реальности характеризуют все произведения финалистов. Аони сильно отличаются друг отдруга посамым разным параметрам.

Здесь есть история школьницы,кудивлению чиновников,проявившей необыкновенные знания английского языка. История,которая наглазах учитателя перерастает вдетективную драму нафоне бесчеловечных примет советского уклада (Карина Кокрэлл-Феррe «Луша»). Есть созвучные ей,носовершенно иные потону ироничные «Интернатские рассказы» Ривы Евстифеевой.

Есть масштабное,захватывающее,многоплановое повествование Николая Кононова («Ночь,когда мыисчезли»),вкотором переплетены судьбы нескольких семей кровавого XXвека,иавтобиографическое семейное расследование Александра Гольдфарба «Быль оботце,сыне,шпионах,диссидентах итайнах биологического оружия».

Есть абсурдистское,— удивляющее языковой эквилибристикой,странной образностью,— иодновременно антиутопическое или постапокалиптическое сочинение Виктора Меламеда «ПГТ. Диксон» инеменее неожиданные,нонастоянные насовершенно другой поэтике,идущей отнового европейского романа иэкспериментального кинематографа,«Свидетельства обитания» Дениса Безносова.

Есть необыкновенно светлый,ясный илиричный роман Сергея Соловьева,овеянный духом Индии («Улыбка Шакти») истрастный,рвущийся издушного,уродливого провинциального уклада «Гринфилд» Сергея Давыдова.

Есть,ябы сказал так,современное иэкспериментальное физиологическое иантропологическое описание коммунального быта,обрамленное подчеркнуто филологической рефлексией,«Коммуналка наПетроградке» Романа Осминкина и Анастасии Вепревой.

Впрочем,это разностилье иразноцветье приметы небогатства,аскорее смуты ирастерянности,поисков,вкоторых находится литература сегодня,пытаясь понять,какой ей,собственно,быть,иможетли она вообще говорить по-русски,когда все обнуляется,отменятся. Культура— впервую очередь.

Литературная русскоязычная премия ДАР/DAR,конечноже примета нового иочередного раскола внутри России,новой иочередной иммиграции. Очем свидетельствует иназвание,ифотография Владимира Владимировича Набокова насайте Премии. Нонеменее важно здесь слово русскоязычное,утверждающее экстерриториальность,экс-этничность иполитическую независимость.

И,пожалуй,лучше всего это выражено вэссе изблестящего сборника «Мое первое бомбоубежище» еще одного финалиста— Игоря Померанцева. Называется оно «Музей имени майора Ковалева».Это такой выдуманный музей запахов (о чем и говорит отсылка к «Носу» Гоголя). В колбах хранятся запахи разных Померанцевых:Померанцева-погромщика,Померанцева— советского писателя еврейского происхождения,Померанцева— арахнолога (пауковеда),родню сматеринской стороны— Кузнецовых,колумбарий,голубятню,менору,«Новый мир»,самиздат,Николая Васильевича Гоголя иего майора Ковалева,— ивсе водном флаконе. Хотя ивразных колбах.

Автор входит в жюри конкурса.

заявление: эта статья воспроизведена из других средств массовой информации. Целью перепечатки является передача дополнительной информации. Это не означает, что данный веб-сайт согласен с его мнениями и отвечает за его подлинность и не несет никакой юридической ответственности. Все ресурсы на этом сайте собраны в Интернете. Цель обмена - для всеобщего ознакомления и справки. Если есть нарушение авторских прав или интеллектуальной собственности, пожалуйста, оставьте нам сообщение.
© Aвторское право 2009-2020 Московский след      контакт   SiteMap