В современной России Международный день памяти жертв Холокоста,27 января,превратился в очередной эрзац-праздник Дня Победы – следом за другой памятной датой, 22 июня,Днем памяти и скорби,годовщиной начала вторжения гитлеровских войск на территорию СССР.
Холокост – это далеко не только Освенцим,а освобождение Освенцима – далеко не конец преследования евреев
Auschwitz.net
История еврейской трагедии вРоссии все больше замещается героической мифологией Великой отечественной войны,формальная легитимность чего обеспечена исторической привязкой— 27января в1945 году Красная армия освободила концлагерь (лагеря смерти) Освенцим(Аушвиц). Аминистр иностранных дел РФСергей Лавров,посовременной традиции российского руководства,приплетает сюдаже еще иагрессию России против Украины. Вглядитесь влогику: генсек ООН Антониу Гутерриш выступает настороне Украины под влиянием Запада,потому что вречи вДень Холокоста оннеупомянул,кто именно (Красная армия) освободил Освенцим.
Как говорится: есть факт,ноесть имифология вокруг.
Накогобы обидеться
Такое восприятие еще раз предложено Путиным вего ежегодном публичном обращении. Признавая этот день скорбной датой,имеющей «огромное нравственное,гуманистическое значение»,онсразуже перешел натему освобождения Аушвица,определив его значение видейно-пропагандистском ключе: дескать,именно это открыло «человечеству правду опреступлениях нацистов иихприспешников,уничтожавших миллионы евреев,русских,цыган,представителей других народов». Построение фразы говорит остремлении размыть как специфику еврейской трагедии,так иответственность нацистов,ставя коллаборационистов наодин уровень сними. Все это продолжается призывом кроссиянам считать себя прямыми потомками ипреемниками «поколения победителей».
Втомже духе выступали пропагандисты. Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков так долго распинался обосвободительном подвиге Красной армии иотом,кто вообще страдал отнацизма,что журналистам даже пришлось добавить вконце уточнение,что вАушвице абсолютное большинство истребленных узников были евреями.
Член научного совета тойже организации публицист Егор Яковлев провелкруглый стол,где объявил,что переведено иопубликовано несколько документов,касающихся планирования нацистами оккупационной политики вСССР всфере сельского хозяйства. Какое отношение это имеет кевреям— непонятно,видимо,евреи тут повод,чтобы вочередной раз продвинуть тему «геноцида советского народа». Никто неспорит: нацистские преступления наоккупированных территориях неограничивалась евреями,инестоит замалчивать,например,ихполитику вотношение русских,нопамятная дата всеже одругом.
Российские СМИ вбольшей степени писали,как российскую делегацию вновь непригласили намероприятия вмузее Аушвица,хотя насамом деле возможность приехать была— посольство само отказалось: российским дипломатам недалибы слова. Правда,вэтом году нацеремонии политики иневыступали: дирекция музея решила,что слово надо предоставить только пока еще живым узникам. Ноэто непомешало Александру Дюкову,директору близкого кадминистрации президента фонда «Историческая память» исторонника этноцида украинцев,заявить,что дескать намероприятии собрались только «наследники тех,кто строил концлагерь,тех кто охранял итех,кто депортировал своих граждан вконцлагерь». Почему вдруг неприятие официальных представителей российского государства вусловиях вполне очевидной агрессии против Украины— искажение исторической памяти,ясно только самим российским пропагандистам. Неудивительно,что вэтом году Всемирный сионистский союз отнес фонд «Историческая память» ктем организациям,которые способствуют распространению антисемитизма иискажению истории Холокоста.
Насайте самого музея Аушвица тот факт,что именно Красная армия освободила концлагерь,упоминался напрямую— как ивматериалах крупных англоязычных изданий (например,тут итут). Российскиеже СМИ все равно нашли накого обидеться— вэтот раз досталось Макрону. Действительно,когда в2020 году взаявлении отвысших органов ЕС«Красная армия» была заменена на«союзников» получилось очень иочень некрасиво,однако этот навязчивый поиск таких случаев явно указывает,что российские пропагандисты обеспокоены вовсе нееврейской трагедией.
Некоторые публицисты решили «исправить» эту ситуацию. Например,Арсений Замостьянов насайте «Известий» разразился объемной статьей отом,каким ужасным был Аушвиц икакой подвиг совершила Красная армия при его освобождении. Специфика еврейской трагедии была размыта: только всамом начале онуказал,что большинство узников составляли евреи,нодальше слово «еврей» упоминается только один раз— итовперечислении сдругими этническими группами. Муzей Победы (да,через «Z») разразился выставкой,где,судя поновостному отчету,еврейская история размывалась засчет других концлагерей ирассказов оКрасной армии.
Историк Михаил Эдельштейн подметил,что вэтом году российские СМИ особенно часто воспроизводили завышенную идавно уже опровергнутую цифру в4млн погибших вАушвице,тем самым нагнетая эмоции. Другая новая линия— акцентирование внимания читателей напольских коллаборационистах,что несколько странно: ведь «главными» заубийство евреев Путин уже «назначил» украинцев. Срезким ответом наЭдельштейна обрушился пропагандист Борис Якеменко,который вообразил себя умудренным историком нацизма. Ошибки онначал делать спервого предложения,когда заявил: «27января отмечался день памяти жертв нацистских концлагерей». Такой день есть,правда,отмечается 11 апреля иприурочен квосстанию вБухенвальде накануне входа внего американской армии.
Мифология освобождения
Причина,покоторой именно Аушвиц стал символом Холокоста,проста: именно здесь погибло больше всего евреев— неменее 870тыс. человек,аобщее количество всех жертв составило,посовременным подсчетам,примерно 1,1млн. Аушвиц был лагерем смерти иодновременно крупнейшим концлагерем. Когда всередине 2000-х годов Генассамблея ООН вводила соответствующую памятную дату,топришлась она на27января ввиду этих объективных обстоятельств,однако учтены были соображения уважить Россию. Да,дата связана систорией Красной армии,ноникак непосвящена ей.
История Холокоста— это история 12-летнего преследования нацистами евреев,которое продолжалось,между прочим,ивтовремя,когда Москва иБерлин были связаны узами холодной дружбы. Это история выживания исопротивления,убийства ипредательства. Это история про разрушение человечности иодновременно опрактиках еесохранения. Это история убийц: садистов итех,кто просто выполнял приказы; история помощников итех,кто отворачивался или молчаливо поощрял эту политику. Безусловно,здесь есть место исоветской истории,ведь война навостоке в1941 году началась под лозунгом избавления от«ж*до-большевизма»,нонеограничивалась только преследованием евреев. Здесь есть место иКрасной армии,подвигам еебойцов икомандиров.
Однако прежде всего,это памятная дата оеврейской трагедии— отом,что пережил еврейский народ,оего потерях,выживании исопротивлении,атакже отом,как Катастрофа повлияла наего будущее.
Сконца 2000-х годов,присоединяясь кмеждународной памяти оХолокосте,российские власти все больше поощряли разговор онацистских преступлениях,однако акцент предлагали делать нагероизме Красной армии,формулируя следом мифологию освобождения. Сегодня,под завершения третьего года полномасштабной войны против Украины,она предстает «патриотическим убежищем для негодяев»,которые предпочитают недумать,что совершает ихстрана сегодня,откровенно сбегая висторико-героическую мифологию.
Конечно,избавление отнацизма было,номифология «освобождения» опасна вдвух смыслах: она способствует утверждению как представления,дескать,армия должна быть вне критики (включая совершаемые еюили отдельными чинами преступные деяния),так ивоображению,будто,если нечто предстает вкак «освободительный поход»,тогосударство имеет право отправлять граждан наубой (сегодняже Z-пропаганда как раз развивает тезис об«освобождении русских» вУкраине). Потому разговор опрошлом,особенно оВторой мировой,сегодня недолжен вести клегитимации этих двух «тезисов».
Да,бывает освобождение и«освобождение». Красная армия сыграла ключевую роль вобеспечении военной победы над нацистской Германией ипомере продвижения кБерлину конечноже,освобождала теконцлагеря,которые еще существовали. Сэтим никто неспорит.
Однако когда освобождение преподносится как особый подвиг изаслуга,которая требует попечения потомков,— извините,это нетак. Концлагеря освобождались входе общего наступления Красной армии,аневрезультате специальных усилий. Нисоюзники,нисам СССР никак непытались предотвратить массовое уничтожение евреев. Отом,что такое Аушвиц,было хорошо известно идо1945 года. Этот вопрос наоснове архивных документов,подробно изучал израильский историк Яков Фальков. Когдаже натерриторию концлагеря (аэто,кстати,большой комплекс,который освобождался отнацистов несколько дней) входили красноармейцы,евреев там уже практически небыло. Тоже — исМайданеком. Собибор прекратил существование более чем заполгода доприхода туда красноармейцев. Лагерь смерти Треблинка— тоже. Нососедний трудовой лагерь,да,просуществовал досамого конца июля 1944 года. Накануне прихода Красной армии поляков отпустили домой,аевреев расстреляли.
Конечно,инфраструктура концлагерей перестала существовать благодаря поражению вермахта нафронтах,ноэто были коллективные усилия всех союзников: Красная армия играла первую скрипку,нонеона небыла единственной.
Мифология освобождения настолько плотно укоренилась вумах российских чиновников,многих историков играждан,что даже спустя 80 лет публичное обсуждение событий посуществу оказалось под запретом. Итам,казалось,можно былобы выстроить пространство агона,дискуссии идиалога— для осмысления разного опыта войны ипреодоления взаимных претензий между ныне живущими инеимеющими прямого отношения ктем событиям,— мывидим буйство самодовольства под слащаво-пошлой вывеской «наследники Победы». Иначалось это еще до24февраля 2022 года.
Да,красноармейцы избавляли страны Восточной Европы отнацизма,нопринесли они несвободу: ихподвиг превращён советскими властями винструмент имперского доминирования,навязывания определенных политических моделей,включавших иполитический террор,идепортации. Одни граждане были рады присоединиться ксоциалистическому проекту,номногие другие— нет.
Да,благодаря союзникам,ивпервую очередь Красной армии,нацистская система концлагерей перестала существовать,нокогда сегодня россияне начинают горделиво говорить «мынесли свободу»,кудаже деть тот факт,что заспинами этих солдат стояла система ГУЛАГа? Да,лагерей смерти типа Треблинки или Собибора вСССР небыло,новлагерях принудительного труда вГУЛАГе смертность была вразы выше,чем ваналогичных нацистских лагерях типаРавенсбрюка,Дахау или Бухенвальда. Сегодня Z-россияне,объявившие себя «наследниками победы»,три года как пытаются оккупировать Украину. При таких исторических вводных исовременных обстоятельствах— нестыдноли вообще публично заикаться онаследовании «освободительных миссий»? Может,лучше задуматься отом,что мынеособо достойны того поколения?
Да,многие были благодарны Красной армии запрекращение оккупации. Ноесть идругая сторона: мягко говоря,избыточное насилие поотношению кгражданскому населению иГермании,иоккупированных стран. Сексуализированное насилие над женщинами приобрело массовый характер,иногда ему подвергались даже бывшие узницы концлагерей,втом числе еврейки. Историк Дайана Эглитис обобщила подобные свидетельства идоказала,что угроза изнасилования была одним изважнейших аспектов опыта женщин при освобождении. Риторика насильников сводилась кдвум тезисам: «мывас освободили,потому имеем право требовать секса»; «немцы поголовно уничтожали евреев,авывыжили; значит,спали сними— потому спите иснами». Да,добродетель ипорок часто идут рука обруку,иэто глубокая,нравственная проблема,требующая изучения,анезамалчивания.
Эглитис приводит шокирующие свидетельства. Например,Гизель Б.,которую вмарте 1945 года освободили изШтутгофа:
«Она вспоминает,что вночь своего освобождения она была всарае сдругими выжившими,когда вошли советские солдаты иначали „насиловать одну задругой… как будто вытирали обувь или что-то вэтом роде“. Она добавляет,что кней подошел мужчина,который сказал,что она „красивая девушка,мызаймемся любовью“,начто она ответила: „Офицер,для меня былобы честью заняться свами любовью,ноянехочу,чтобы вызаразились моими болезнями“. Она вспоминает,что повторяла это снова иснова,ихотя она говорит,что еененасиловали,она утверждает,что еедрузья умерли отизнасилования двадцать или тридцать раз».
Или Ханна В.,освобожденная изАушвица:
«… Вот тывышла излагеря смерти,аздесь парни хотят тебя изнасиловать… Мывыжили. Оттуда мышли ишли все время сострахом,что русские всегда преследуют нас».
Ида,история Холокоста прекратилась в1945 году,нодля евреев притеснения незакончились. Многие еще несколько лет оставались втехже концлагерях— просто вернуться было некуда. Антисемитизм никуда неделся,ипогром впольском Кельце 1946 года— лишь один изпримеров. Так,летом 1945-го американский юрист Эрл Харрисон докладывал вВашингтон отяжелом положении евреев наосвобожденных территориях,после чего президент Трумэн направил генералу Эйзенхауэру резкое письмо сзаявлением:
«Мы,по-видимому,обращаемся севреями так,как сними обращались нацисты,заисключением того,что мыихнеуничтожаем».
Еврейская трагедия незакончилась сразу сприходом союзников— это соответствует логике коммеморации Международного дня памяти жертв Холокоста,абезудержные дифирамбы вчесть какой-либо союзнической армии— нет.
Время для дискуссий
Кому-то вРоссии может показаться,что япризываю лишить ихпамяти огероизме Красной армии. Вовсенет. Подвиг— выдающееся действие нафронте,анеучастие вбоях как таковое. Если все герои,если все великие полководцы— тоэто принижает заслуги тех,кто реально достоин особого отношения. Героическая пропаганда— всегда оскорбление для армии.
Даже если продолжить тему сексуализированного насилия,тоянеготов поддержать тезис,будто Красная армия отличалась вхудшую сторону от вермахта наоккупированных советских территориях. Покрайней мере,документальные публикации историка Ксении Сак заставляют говорить омассовости насилия над женщинами,иможно только сожалеть,что ввиду многих причин эта тема замалчивалась вРоссии десятилетиями.
Другие заметят,что памятные дни— невремя для дискуссий. Под 9мая или 22июня поднимать тему изнасилованных немок,может,и неуместно,новгоду есть еще 362 дня для таких дискуссий. Вчемже проблема? Возможно,втом,что многие россияне действительно спутали реальные истории других людей ссобственным воображением,апризывы к«уважению» превратили воправдание цензуры.
Естественно,история Холокоста— это исоветская,и российская история. Вней немало сюжетов для прославления,однако любое смысловое развитие подтолкнет кпостановке более сложных вопросов,ответы накоторые будут вести кпониманию итой рефлексии,которая ибудет называться пресловутым «извлечением уроков изистории».
Есть случаи,когда партизаны намеренно освобождали узников гетто,ноони редки: хотябы ввиду того,что влесу,вусловиях оккупации,женщины,дети истарики— обуза для боевого отряда.
Или: в1941 году многие евреи сумели эвакуироваться,даже несмотря наотсутствие соответствующих приказов наихпервоочередную эвакуацию,нокак учитывать существование старой границы 1939 года,которую нельзя было пройти без разрешения или взяток?
Конечно,многие евреи героически сражались вКрасной армии,некоторые— как Яков Крейзер— вгенеральском чине,ноэто неотменяет распространенного антисемитизма,который небыл единичным явлением (желающих углубиться впроблематику отсылаю кнедавней статье израильского историка Леонида Смиловицкого).
Более 200 россиян удостоены звания Праведника народов мира,тоесть тех,кто,рискуя жизнью,спасал евреев. Естественно,таковых было намного больше. Нобыл ирусский коллаборационизм,охранные части полиции,которые неизбежно конвоировали натерритории России евреев кместам расстрелов истояли воцеплении,аряде случаев (особенно часто вСмоленской области иреже наюжном Кавказе)— непосредственно убивали,стоя водном ряду снемецкими расстрельными командами.
Восстание влагере смерти Собибор возглавил советский военнопленный Александр Печерский,нопопал онвлагерь,когда там уже существовало подполье. Кслову,вподавленном восстании зондеркоманды при газовых камерах вАушвице воктябре 1944 года одну изключевых ролей играл батальонный комиссар Филипп Мотин. Впоследствии узники неоднократно упоминали имя некоего «советского майора»,однако только недавно имя героя было установлено. Исделал это упомянутый выше Михаил Эдельштейн,которого Z-пропагандист Якеменко намноготысячную аудиторию заклеймил «либеральным наймитом». Иктоже,позвольте спросить,насамом деле хранит память?
Вся сложность ипротиворечивость истории,которая моглабы служить для понимания иморальной рефлексии,сегодня принесена вжертву вугоду тем,кто сводит еекдвум простым фразам: «Мыбыли главными победителями» и«Мыбыли главными жертвами». Спустя 80 лет купаться вэтих тезисах— просто неуважать себя исвоих предков,присваивать себе чужие достижения итрагедии,спустым мещанским самодовольством любоваться ложными образами. Зачем? Чтобы недумать онастоящем.
***
Всоветской литературе можно встретить историю,которая привязывается кразным концлагерям— яеевоспроизведу напримере Дахау (это игород,иодноименный концлагерь вблизи). Группа советских туристов,где-то в1960-е,приезжает наэкскурсию вмемориальный музей,апосле нее заходит вмагазин. Заприлавком женщина,которая всю жизнь провела здесь,вДахау,втом числе ипри Гитлере. Насоответствующие вопросы она отвечает: «Мынезнали,что творили нацисты». Ейвозражают: «Какже можно было незамечать дыма изпечей крематория?». «Мысмотрели вдругую сторону»,— уточняет она иполучает вответ: «Выпрекрасно знали,вкакую сторону ненадо смотреть».
Так исегодня. Россияне знают,куда ненадо смотреть,акуда— можно. История героизма иосвобождения,втом числе трагедия Холокоста,превращены вопиум,которым предлагают наслаждаться.
Иониже — школа,учащая несмотреть,невидеть,незамечать.
Непотомули вответ напопытку даже заикнуться осексуализированном насилии состороны ряда воинов-освободителей звучит: «АВынепонимаете,чтоже они претерпели загоды войны?». Понимаю,нокакое отношение ихтрагедии имеют ктем женщинам,которых они принуждали ксоитию? Необязательно грубо: обмен еды надоступ ктелу— все тоже насилие. Российский милитаризм соседствует смаскулинным гендерным порядком,апотому будет резко реагировать налюбое #Metoo— что современное,что историческое. Неслучайно буквально наднях после доноса Z-каналов изпродажи убрали книгу про спасение евреев воккупированной Польше из-за одной единственной фразы,упоминающей факт изнасилований жительниц Кракова красноармейцами? Нет,даже нефакт,аутверждение автора,что всовременной Польше ужителей есть такое представление.
Да,одни итеже люди могут быть иосвободителями,имучителями; добродетели ипороки напрактике идут обнявшись— иэто то,что так неприятно для многих. Когда говорят орусской культуре иееответственности зароссийскую агрессию,тояпризываю вчитываться невстроки Пушкина или Бродского,арассматривать реальные культурные механизмы,вырабатывающие терпимость козлу. Воображение,вкотором завоевание других стран превращается в«освобождение»,ради чего можно расходовать жизни граждан. Изнание— вкакую сторону ненужно смотреть.