Вопрос о смертной казни на встрече патриарха Кирилла с будущей элитой — участниками агрессии в Украине,которые проходят образовательную программу «Время героев»,— прозвучал и весьма неожиданно,и очень логично: эти люди вскоре будут решать судьбу россиян. Патриарх ответил будущей элите сразу на два вопроса: оправдано ли убийство как таковое; не пора ли вернуть смертную казнь.
Казнить нельзя помиловать
сайт Московской патриархии
Уменя вопрос осмертной казни,оеенеобходимости внашей стране,говорит один изучастников программы,ипатриарх отвечает ему так:
—Начну сбогословия,да? Смертная казнь присутствовала напротяжении всей человеческой истории. Господь Иисус Христос смертную казнь неосуждал,хотя Сам незаслуженно претерпел смертную казнь.
Тут прямо все три позиции более или менее несоответствуют действительности. Даже вотдельно взятой российской истории смертная казнь много раз отменялась— императрицей Елизаветой,императором Александром Вторым,Временным правительством,большевиками (правда,очень ненадолго) после Октябрьского переворота,даже Сталиным после войны,в1947 году; с1996 года нет смертной казни всовременной России.
Если брать иностранную жизнь,тосмертной казни назаконодательном уровне уже 160 лет нет вСан-Марино ивПортугалии,авЕвропе вцелом— с1997 года (заисключением Беларуси). Всего 58 стран мира сегодня сохраняют взаконодательстве этот вид наказания.
Господь Иисус Христос нето,что неосуждал смертную казнь,апрямо ееотменил— побивание камнями было одним изсамых жестоких видов смертной казни. Евангелие отИоанна,глава 8:
Тут книжники ифарисеи привели кНему женщину,взятую впрелюбодеянии,и,поставив еепосреди,сказали Ему: Учитель! эта женщина взята впрелюбодеянии; аМоисей взаконе заповедал нам побивать таких камнями: Тычто скажешь?Говорилиже это,искушая Его,чтобы найти что-нибудь кобвинениюЕго. НоИисус,наклонившись низко,писал перстом наземле,необращая наних внимания.Когдаже продолжали спрашивать Его,Он,восклонившись,сказал им: кто извас без греха,первый брось нанее камень.Иопять,писал наземле.
Ониже,услышав тоибудучи обличаемы совестью,стали уходить один задругим,начиная отстарших допоследних; иостался один Иисус иженщина,стоящая посреди. Иисус,восклонившись иневидя никого,кроме женщины,сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто неосудил тебя? Она отвечала: никто,Господи. Иисус сказал ей: иЯнеосуждаю тебя; иди ивпредь негреши.
Смертная казнь самого Иисуса небыла заслуженной,да,— нотаков былБожественный замысел; вмолении очаше Ондаже просит Отца Своего пронести чашу сию— тоесть предстоящую Крестную смерть— мимо Него. НоСамже потом иговорит (Евангелие отМатфея,глава 26): «Отче Мой! если неможет чаша сия миновать Меня… дабудет воля Твоя!». Онидет наКрест непочеловеческому решению,итрактовать это событие,одно изглавных вхристианском вероучении,как судебную ошибку (незаслуженная казнь— этоже судебная ошибка) поменьшей мере странно.
«Убийство человека внаказание заего преступления— крайняя мера,— продолжает ответ патриарх Кирилл,— новслове Божием есть такие слова: „Измите злаго отвас самех“ (Первое послание кКоринфянам,глава5). Тоесть если есть человек—опаснейший для общества иесли его невозможно никак изолировать,его нужно убрать».
Это слова апостола Павла (апостола,анеБога),иони— ответ настрашное происшествие вкоринфской христианской общине: некто вступил вполовую связь сженой отца,тоесть смачехой. Тяжкийгрех,ноАпостол Павел нивкакой мере неимеет ввиду,что человека,уличенного вкровосмешении,следует казнить или убить,ничего подобного впослании несказано. Апостол просит христиан плакать (молиться сослезами) иотлучить прелюбодея отхристианской жизни,от общины,от церкви. (А слово «злой» здесь означает «развращенный»,«грешный».)
Ну,апатриарх Кирилл продолжает: Церковь никогда ненастаивала натом,что нужно отменить это наказание— именно основываясь насловах «Измите злаго отвас самех».
Как уже исказано,слова апостола Павла патриарх трактует странно. Историческая русская церковь,действительно,побольшей части невозражала против смертной казни— как организация; основательже Церкви как мистического тела,Иисус Христос,прямо говорит (Евангелие отМатфея,глава 5): «Выслышали,что сказано: „око заоко изуб зазуб“. АЯговорю вам: непротивься злому… любите врагов ваших,благословляйте проклинающих вас».
Ветхозаветный принцип,накотором основана идея смертной казни,— око заоко,зуб зазуб. НоВетхий Завет— это приготовление кНовому,кпришествию Спасителя,ионо,это пришествие,меняет все вмире,меняет понимание жизни,втом числе меняет иветхозаветные принципы.
Иисус Христос против кровной мести,ктобы еенисовершал,человек или государство.
Приведу еще одну цитату изтогоже ответа патриарха Кирилла навопрос осмертной казни: Дай Бог,чтобы как можно меньше было случаев,когда необходимо,чтобы человек лишался жизни— даже закакие-то преступления.
Эти слова более чем удивительны вустах неточто патриарха,апросто христианина. Итак,есть случаи,когда необходимо убить человека. Необходимо! Явижу в этих какбы впроброс сказанных словах оправдание убийств,которые совершаются сейчас вУкраине пожеланию ипоручению Владимира Путина.
Вмеру своих сил поручение исполняет иВладимир Гундяев,работающий патриархом Кириллом.