Донос — дело коллективное, или Абатуровщина

Старая присказка «да,было террористическое сталинское государство,но были и 4 млн доносов» в современной России приобретает новые краски. Как выяснилось,достаточно одного активно провинциального парня,чтобы настрочить более 1,3 тыс. доносов и запугать заметную часть экспертного сообщества.

1300 доносов – кропотливая работа

Социальные сети

Несколько лет серийный доносчик выступал под именем «Анна Коробкова»,оставаясь полулегендарной личностью,бравировавшей своей эффективностью внатравливании государственной репрессивной машины наоппозиционных экспертов. По«ее» признанию,14 человек получили штрафы,6 лишились работы,несколько изданий были признаны иноагентами. Аэкологическое СМИ «Кедр.медиа» вообщезакрылось— эксперты отказывались сним сотрудничать,опасаясь проблем.

Однако свет разума одержал победу: социальный антрополог Александра Архипова илингвист Даниил Скоринкин деаноминировали «Анну»,котораяоказаласьИваном Абатуровым. «Друзья,помните,что навас писал доносы озлобленный аспирант-неудачник состалинистскими взглядами»,— заключила Архипова усебя в фейсбуке.

Сам Абатуров отверг обвинения,правда,ввикипедии ассоциируемый сним аккаунт навечно забанили,аотего имени была подана апелляция: дескать,деятельность вне википедии неможет быть причиной для таких ограничений. Такое вот саморазоблачение.

Неудачник—это выбор

Действительно,персонаж получился карикатурным. 39-летний житель Екатеринбурга,чьи фотографии соткровенно неряшливым видом обошли интернет. Воспитывался,судя повсему,бабушкой идедушкой: первая выпрашивала оценки внуку даже вуниверситете,авторой,сексот еще ссоветских времен,обучал его искусству доносов. Право,вотже она,историческая семейная преемственность,когда дух старой эпохи реинкарнируется вновой.

Вроде наэтом можно изакрыть вопрос. Однако Абатуров— яркая примета времени.

Если оннеудачник,толишь пособственному выбору. Водном изинтервью,будучи еще «Коробковой»,онрассказывал,что живет вбольшом городе,унего есть своя квартира икрупные накопления. Так что экономически доносчик явно чувствует себя лучше других. Деньги,жилплощадь,неприхотлив вбыту— достаточные параметры для многих девушек,пусть истрадающих пониженной самооценкой,чтобы взять такого воборот.

Несделал карьеру? Да,учился васпирантуре,опубликовалодну довольно-таки поверхностную статью про цивилизации,нонезащитился— как ипримерно85% тех,кто сегодня проходит эту— ныне третью— ступень высшего образования. Спреподаванием вколледже (ПТУ) несложилось,нонебудем строги: справиться сместным контингентом учащихся,даеще ипреподавателю непрофильного предмета ойкак сложно.

Зато поднаторел вюриспруденции. В2021 году Абатуров (под своей фамилией) помогал екатеринбургскому уполномоченному поправам человека отслеживать практику административных наказаний против журналистов,забывших указать статус «иноагента»,упоминаемых втекстах. Ивыступалпротив такого рода преследований,критикуя «облавы» наинтернет-сайты.

Однако главное— энергии Абатурову незанимать. Напротяжении многих лет онправил википедию (более тысячиправок статей,преимущественно историко-политической тематики),писал для одного изеепроектов новостные статьи,апосле начала «СВО»— переключился наобслуживание политических преследований.

Архипова метко назвала Коробкова-Абатурова «моральным предпринимателем»,который— полагаю— наслаждался тем,что привлекал государственную репрессивную машину ктем,чьи политические взгляды ему ненравятся. Нопредпочитал прятаться запсевдонимом,видимо,нежелая нести ответственности засвои действия.

Примечательно здесь обращение кправовой казуистике,что,дескать,он«просто» требует соблюдения законов. Такая аргументация довольно типична для Z-публики,хотя кправу отношения неимеет. Идело невглубоком непонимании,что законы могут быть неправовыми,авочень вольных трактовках. Объектами доносов становились эксперты,выступающие вСМИ-иноагентах,хотя законодательных запретов наэто нет.

Доноснаиздательство «Нестор— история»,написанный весной 2022-го заподлинным именем,подвязывал подраспространение«заведомо ложных сведений одеятельности СССР вгоды Второй мировой войны» книгу молдавского историка Владимира Солонаря осоучастии вРумынии вХолокосте. Молодому сталинисту непонравились тесюжеты,где онусмотрел скрытое изображение СССР агрессором (аннексия будущей Молдовы в1940 году) иуказание насталинские преступления (разрушения вКишиневе перед оставлением его в1941 году).

Может,порою молодой человек идействовал поуказанию правоохранительных органов,ноего активность,без сомнения,превосходит подобный заказ. Онвыходец изобожаемого властями «глубинного народа»,который явнопревзошелофициальных доносчиков типа Мизулиной-младшей иВиталия Бородина. Перед нами действительно частная инициатива,новсамом уродливом виде— преисполненная ненависти ковсему независимому,общественному,самостоятельному ичеловеческому. Для того чтобы так думать идействовать,ненужно быть при должности иявляться чьим-то платным агентом.

Коробкова-Абатуров пытался личным действием,сетевым активизмом хакнуть википедию игосударство,заставив ихслужить своим представлениям опрекрасном. Иесли первая давала возможность навязывать пристрастные взгляды,товторое— расправляться стеми,кто кажется «кем-то неправильным».

Абатуровщина— это крайний,обостренный пример личной слабости,слабости моральной,человеческой— ида! —социальной. Она оборачивается умением коррумпировать более крупные системы,чтобы предъявить требование другому— принудить,заставить иподчинитьего. Это тот случай,когда человек живет абстрактными представлениями иищет любые способы (оправданные или нет),чтобы навязать эти модели,ориентируясь лишь навидимые,формальные признаки «отклонения».

Невидите ничего знакомого?

Дьявольские сделки ичечевичная похлебка

Воктябре 2022-го донос был написан инаменя,после выступления на«Дожде»: еще находясь вРоссии,ярассказывал омобилизации вгоды Первой мировой. Тогда яработал впяти вузах,иводин изних пришло «подметное письмо» отнекой Анны. Скорее всего,«Коробковой»,хотя могу предположить,что нетолько он(а) промышлял (а) этим. Заведующий кафедрой,рассказывая описьме,свел это кпечальной шутке,однако посетовал,что пришлось писать бумаги изащищать меня,апотому очень аккуратно попросил более невыступать у«иностранных агентов». Такая постановка вопроса меня искренне возмутила: янеговорил отими вуза,апотому— каковы основания ограничивать мою деятельность внерабочее время?!

Собственно,этот телефонный разговор стал для меня одним иззначимых звоночков,почему янехочу оставаться вРоссии.

Нуправо,дело невсамих доносах.

Это далеко непервый раз,когда наменя что-то писали начальству— да,неприятно,нотаковы побочные следствия любой публичной деятельности. Недоброжелатели,желающие навредить,были,есть ибудут всегда.

Проблема вдругом: вготовности многих людей,осуждающих такие практики,реагировать наэто тем способом,который лишь усиливает атмосферу страха иподозрительности,загоняя других под мелочный контроль. Прокуратура игосударственные ведомства немогут нереагировать— хотябы формально— на«подметные письма» изнарода,однако научная корпорация— другое дело.

Коробкова-Абатуров потому исмог закошмарить часть экспертного сообщества: онвоспользовался нетолько атмосферой страха инарастающей репрессивной машиной государства,ноиспецифическим свойством российской научной «корпорации»— продавать интеллектуальное первородство зачечевичную похлебку. Хотя,конечно,можноли вообще применять понятие «корпорации» ктой среде,где вотносительно редких случаях вас еще могут прикрывать доопределенного момента,нопотом все равно сдадут,крикнув вдогонку: «Нувыже сами напрашивались? Разве непонимаете,вкакой стране живете?».

Российская школа авторитаризма— это постоянное воспроизводство специфического понимания трудовой этики рентного общества,которое яназываю«дьявольскими сделками». Трудовые отношения воспринимаются некак выполнение оговоренных взаимных обязанностей,акак нечто сродни продажи души,самости,сотрудником: раз тыполучаешь деньги,токтебе могут предъявляться бесконечно долгий ипроизвольный набор требований. Неследуешь им— получишь клеймо «неблагодарного»,атои«предателя».

Намногих предприятиях «дьявольские сделки» ограничиваются тем,что работодатель считает морально оправданным повышать нагрузку или претендовать насвободное время сотрудников без должной компенсации. Вгосударственной сфере— требованием кбюрократическому аппарату реализовывать морально сомнительные решения,порою ивовсе караемые УКРФ. Вбюджетной это ведет кболее тотальному произволу,который утверждается и«сверху»,и«снизу».

Учитель,выполняющий трудовые обязательства иполучающий вознаграждение,мыслится чутьли нечиновником. Потому он«почему-то» обязан стать «проводником» государственной политики. Аиные родители обсуждают внешний вид истиль ведения социальных сетей,нетли там недопустимой обнаженки. Вответ надвойное моральное давление многим просто хочется сказать: даотстаньте отнас инемешайте работать!

Естественно,игражданство осмысляется поэтим лекалам. Путин начал «СВО»,амедиа потребовали отроссиян безусловной поддержки,напирая наморальную аргументацию— дескать,есть пресловутый народ Донбасса,8 лет испытывавший геноцид,апотому каждый россияниндолжен,прямо-таки обязан поддержать политику государства по«спасению» этих самых людей. Какое отношение они имеют кнам,россиянам? Почему 143млн человек должны отказываться отсвоего будущего,своего благополучия,атоисвоей жизни ради кучки сепаратистов итех,кто ихподдержал или несмог помешатьим? Скаких пор жители другой страны воображаются как частьнашейнации? Ненравится вУкраине— либо боритесь засвое будущее вней сами,либо уезжайте. Программы возвращения соотечественников никто неотменял,аведь ихможно иулучшить.

Однако,как видим,этика «дьявольских сделок» очень удобна для оправдания имперской политики завоеваний.

Жри!

Так чтоабатуровщина— дитя рентного общества иего практической этики. Она откровенно играет наполе «дьявольских сделок»,принуждая прочих исполнять именно их,анеправовые обязанности. Самже Коробкова-Абатуров просто крайний пример,оголяющий реальность ивысвечивающий еенеприглядные черты.

Абатуровщина— глубоко индивидуалистична,даже эгоистична,апотому как нистранно удобна авторитаризму иего государственному аппарату. Ложные иллюзии собственной влиятельности подталкивают таких людей ктому,чтобы атаковать тех,кто рядом,разрушать общественное,итем самым служить системе.

Действия Коробковой-Абатурова легко спутать сактивной гражданской позицией. Гражданственность— это нечто коллективное,анеполитические абстракции; это умение слышать ислушать другого,аненавязывать; это своя собственная ответственность,аневменение еедругим. Недаром Абатуров увлекается историей сталинизма: онпопросту усвоил тораспространенное историческое воображение,где есть властная система иотдельные люди,нонет никакого общественного пространства.

Воснове абатуровщины лежит безумная требовательность кдругому,отрицающая его автономию играничащая сподозрением впродажности.

Несогласных клеймят в«предательстве». Уехавших— впродаже Родины. Неустроившимся нановом месте тыкают внос своей чечевичной похлебкой: смотрите,она вРоссии вкуснее иобильнее истоилоли еетерять? Вответ летят подчас огульные обвинения втом,что оставшиеся продались режиму.

Конечно,невнимание кдругому,кего автономии,излишняя требовательность— беда пообе стороны границ. Изсовременных философов эту тему лучше всего развил Михаил Немцев,например,вопубликованныхдневниках. Да,всетях распространены обличения моральных активистов-интеллектуалов,нозаними часто слышится отчетливый призыв проявить гражданскую сознательность,вернуть себе достоинство иавтономию. Проблема скорее втом,что это редко сочетается срефлексией,что выступать против войны напрактике невсегда означает именно публичное действие вроде публикации вфейсбуке. Мыникогда незнаем вполной мере,что другой человек вреальности думает иделает,апотому вуаль неведения должна предостерегать нас оперсонификации публичных моральных призывов.

Абатуровщина— всеже иное явление. Она непро достоинство иего утверждение впубличном поле,асродни известному изсоветской столовой: «Жри что дают!»

заявление: эта статья воспроизведена из других средств массовой информации. Целью перепечатки является передача дополнительной информации. Это не означает, что данный веб-сайт согласен с его мнениями и отвечает за его подлинность и не несет никакой юридической ответственности. Все ресурсы на этом сайте собраны в Интернете. Цель обмена - для всеобщего ознакомления и справки. Если есть нарушение авторских прав или интеллектуальной собственности, пожалуйста, оставьте нам сообщение.
© Aвторское право 2009-2020 Московский след      контакт   SiteMap